Неприятие школы и школьного сообщества

НЕПРИЯТИЕ УЧЕБЫ И ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

  Очень часто родители жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к школе и не хочет туда ходить. Иногда уже на 3-4 неделе в первом классе ребёнок заявляет родителям, что школа ему не нравится. Последствия такого неприятия школы – это плохие оценки, прогуливание уроков, отказ выполнять домашнее задание. Родители недоумевают, почему так произошло, что ребёнок вдруг не хочет учиться? Они пытаются как-то повлиять на ситуацию, часто криками, скандалами и наказаниями, но это только усугубляют ситуацию.

  Дело в том, что наша школа, при всем богатстве традиций и педагогических технологий, обладает ярко выраженным недостатком – стрессогенностью. Ежедневная проверка знаний, ответы у доски, публичное выставление оценок и негативный подтекст отношения к неуспевающим создают у детей, испытывающих трудности с обучением, негативное отношение к школе. Особенно отчуждает ребенка непонимание родителями и большинством учителей причин отставания, некорректные обвинения в лености, а порой, даже в тупости.

  Ленивых детей не бывает! Дети подолгу и с охотой занимаются любым делом, в котором есть реальный успех или субъективное ощущение успеха, публичное признание достижений.  В то же время дети избегают деятельности, чреватой неудачами, ощущениями собственной непригодности, публичным порицанием или наказанием. Такая особенность поведения является не только замечательным механизмом развития способностей, но и инстинктивным механизмом сохранения психического здоровья. Попробуйте у дальтоника ежедневно просить синий карандаш и публично оценивать его действия. Через месяц он будет Вас ненавидеть и избегать, а подобное третирование приведет к нарушению психического равновесия, вплоть до депрессивных состояний.

  Непонимание родителями и педагогами истинных причин неуспеваемости ребенка, неадекватные и некорректные порицания приводят к тревожности и агрессивности детей, снижению самооценки, психологической неустойчивости, неприятию школы и школьного сообщества. По исследованиям американских ученых до 80% малолетних преступников страдают дисграфией, то есть наличие этого речевого нарушения в 6 раз повышает вероятность асоциального поведения детей.

  Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность. Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной неуспеваемости.

 Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики...

   Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

   По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть. И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем».

    Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса. Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс.
Как же помочь ребенку с низким ресурсом, обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины, факторы и критерии школьной неуспешности?

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть:

  • речевые нарушения;
  • слабая концентрация внимания;
  • низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь;
  • несформированность рефлексивных способностей;
  • отсутствие учебной мотивации;
  • неадекватность самооценки;
  • определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния;
  • негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое.

    

Фундамент «школьного благополучия» должен закладываться еще в дошкольном возрасте. Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к грамотному детскому специалисту: дефектологу,  психологу, невропатологу позволит по результатам диагностики трудностей в обучении и других школьных трудностей подобрать для ребенка необходимые развивающие игры и упражнения, провести тренинги успешности, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем.

   С ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.

   Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить. Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование.

    
Как же помочь ребенку научиться слушать, концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? Проверяя с секундомером скорость чтения, вряд ли можно сформировать эффективные механизмы чтения. То есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности.

   
В этом случае незаменимым помощником для ребенка и родителя становится Информационная система «Речевые технологии». С помощью этой уникальной разработки дети обретут надёжного, разностороннего и интересного друга. Этот друг будет внимательно следить за действиями ребенка, выявлять его проблемы в процессе обучения и помогать в разрешении этих проблем. Используя во благо время, проводимое ребенком у компьютера, программа поможет ребенку, при минимуме усилий, подтянуться в тех областях, где есть пробелы, и раскрыть свои сильные стороны.

В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" большинство детей достигают высокого уровня развития , необходимого для успешного обучения в школе. 


Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.

О Программе "Речевые технологии"